Завод имени Колющенко: несколько имен, одна история
Старейшее промышленное предприятие Челябинска – бывший завод имени Колющенко – известен не только в России, но и далеко за ее пределами. Тяжелая строительная и дорожная техника, разработанная и выпущенная работниками завода, в основном автогрейдер ДЗ-98 и запчасти ДЗ-98, пользуется большим спросом благодаря высоким показателям качества, долговечности и производительности.
О том, какие взлеты и падения переживал завод, чем запомнился и как развивался – поговорим в этой статье.
Трудно поверить, но свое начало история предприятия берет в далеком 1898 году! На тот момент завод носил имя товарищества «Столль и К» и уже тогда выпускал сельскохозяйственную технику.
С началом революции, гражданской, а потом и Первой Мировой войн завод приостановил свою деятельность, не успевая за течением времени и сменой политических настроений. Работа была восстановлена только к 1923 году уже под новым именем, которое и войдет в историю промышленности страны – завода имени Колющенко.
Вплоть до Великой Отечественной Войны предприятие выпускало плуги, молотилки и другую сельхозтехнику, а с 1941, как и многие другие заводы, перешло на создание и разработку военной техники.
Кстати, на базе Колющенко производились легендарные БМ-13, больше известные в народе, как установки «Катюша».
По окончанию Великой Отечественной Войны, завод имени Колющенко постепенно перешел к первоначальной задаче – выпуску спецтехники для сельского хозяйства страны и строительства: конец 40-х – 50-е годы ознаменовались массовым возведением городов и зданий, а также прокладкой дорог. СССР восстанавливался после войны, а для этого требовались технические новшества.
В 60-е годы произошел бурный скачок в развитии предприятия: отстраивались и открывались новые цеха, был значительно расширен ассортимент выпускаемой продукции. В это же время завод начинает выпускать рыхлительное оборудование на тракторы и бульдозеры другого титана – ЧТЗ.
1972 год стал знаковым для завода Колющенко – был впервые выпущен легендарный автогрейдер ДЗ98, на потом были поставлены запчасти ДЗ-98. Эта машина по сей день пользуется спросом и является, пожалуй, самой знаменитой техникой, вышедшей с конвейеров завода Колющенко.
С развалом Советской Власти завод не единожды сменил имя. Так предприятие именовалось АООТ, ОАО, ООО «ПО Лидер». Сегодня его официально называют «Челябинские Строительно-Дорожные Машины». ЧСДМ входит в компания «РМ-Терекс», принадлежащую корпорации «Русские Машины».
Долгие годы развития, неоднократная смена рода деятельности и названия привели завод к его сегодняшнему состоянию – бесспорно, это одно из важнейших для промышленности страны предприятий.
Товарищество «Столль и К» | Завод Колющенко в 80-е годы | Завод Колющенко («РМ-Терекс») сегодня |